Специальный пятничный проект журналиста Даши Саркисян и фотографа
Ксении Колесниковой «Субкультуры-fresh» о десяти представителях самых
последних течений — непохожих, непонятных, но уже вполне убедительных.
Индустриальщики, моды, ньюскул эмо, олдскул эмо, красти, фэшн-гоп,
хипстеры, фрутс и чавы. Герой второй серии — трейсер Алексей.
Алексей Чигрецкий, 21 год, студент МПГУ, руководитель проекта ParkourCreation:
— Паркур — это искусство рационального перемещения. Это умение
мгновенно оценить ситуацию. Это преодоление своих границ не только
на тренировке, но и в жизни. Каждое занятие — это
самосовершенствование, как физическое, так и моральное.
Не могу сказать точно, почему паркур появился именно сейчас. На мой
взгляд, в 1970-х, например, главное, что будоражило умы, — музыка. В
конце 1990-х и сейчас ? спорт, молодёжный и экстремальный. И паркур как
раз оказался на волне. Он стал популярен ещё и из-за того, что тут
неважно, сколько ты зарабатываешь: нам не нужна дорогостоящая
экипировка или техника. В сообществе трейсеров может находиться
13-летний подросток, выросший в бедном районе, и 30-летний бизнесмен,
у которого несколько миллионов евро в швейцарском банке. Они будут
общаться на равных. Более того, они будут частью одной команды,
и вполне возможно, что именно подросток станет тренировать 30-летнего
дядьку.
Паркур — это командная дисциплина. Практически любой трейсер
находится в группе единомышленников, и лишь единицы предпочитают
заниматься и существовать отдельно от остальных. Зачастую трейсеры вне
тренировок ещё и друзья, поэтому нередко гуляют вместе, ходят
на концерты и в кино.
Девушки в паркуре — относительно редкое явление, но всё же они есть.
Большинство из них занимается паркуром как своего рода фитнесом, для
поддержания формы. Только такие занятия намного интереснее
и разнообразнее, чем в обычных тренажёрных залах. Есть девушки, которые
увлечены паркуром серьёзно, регулярно тренируются и имеют хорошие
навыки, но встретить настоящую девушку-трейсера практически невозможно.
Одно из главных правил паркура: быть сильным, чтобы быть полезным.
Нужна твёрдая, нерушимая убеждённость в том, что все члены команды
придут на помощь в любой ситуации. Трейсеры могут быть полезными и для
общества в целом. Сейчас идеальный образ человека, занимающегося
паркуром, — это свободный романтик, некий Робин Гуд, для которого
не существует границ и в перемещении, и в повседневных делах, который
свободен, но в то же время чуток и готов к помощи. Такие ценности
в паркуре — от его основателя Давида Белля, чей отец был пожарным
и имел очень много наград за подвиги в спасательных операциях.
Но не только это повлияло на принципы паркура. «Искусство
рационального перемещения» многое заимствовало из «натурального
метода», разработанного французским морским офицером Джорджем
Хербертом. Он путешествовал по миру и, будучи в восторге от пластики
и навыков передвижения одного из африканских племён, разработал
«натуральный метод», в основе которого скалолазание, бег, координация,
поднятие тяжестей, плавание и прыжки.
Субкультура трейсеров появилась чуть позднее возникновения самого
паркура. В 1997 году Давид Белль впервые появился на французских
телеэкранах в небольшом репортажном фрагменте. Основатель паркура
рассказал о своём «изобретении», а также наглядно показал его в деле.
Это произвело эффект бомбы. Паркур стал сначала известен в Европе,
а затем и во всём мире. Тогда же Давид Белль, Себастьян Фука
и их друзья основали первую команду под названием «Ямакаси», что
в переводе с одного из языков Конго означает «сильный духом и телом».
Трудно сказать, был бы паркур сейчас, если бы Белль и Фука его
не придумали. Но определённо что-то подобное возникло бы, ведь это
отличный выход энергии и очень «цепляющее» увлечение. К тому же был
Джеки Чан, и паркур, наверное, мог появиться на основе его движений.
Можно считать, что в России паркур начался с открытия сайта команды
The Tracers (1 октября 2002 года). СМИ поспособствовали тому, что очень
быстро прижился термин «паркурщики», хотя трейсеры его не признают
до сих пор. Из-за фильмов о паркуре и бума в прессе на улицы хлынули
массы подростков, пытавшихся без подготовки исполнить элементы, которые
нужно тренировать месяцами. Возросло количество травм, нередко можно
было столкнуться с хулиганством со стороны таких псевдотрейсеров.
Поэтому к 2007 году много кто считал, что паркур связан с вандализмом
и глупой тратой времени. Но настоящие трейсеры никогда не пишут
и не рисуют на стенах. Среди тех, кто занимается паркуром всерьёз,
принято уважать чужую собственность. Они также не пьют и не курят
на тренировках. Да и вообще редко имеют вредные привычки.
Чаще всего трейсеров можно встретить в районе станций метро
«Проспект Вернадского», «Чертановская», «Алексеевская», «Коньково»,
«Воробьёвы горы» и «Фрунзенская». Но в других районах трейсеры тоже
тренируются — там, где нет мрамора, плитки: для наших занятий это очень
плохое покрытие.
В паркуре нет списка обязательных движений, как, например,
в гимнастике. Когда трейсер бежит и перед ним возникает препятствие,
он преодолевает его тем движением, которое наиболее эффективно в данной
ситуации и больше всего подходит именно этому трейсеру (по строению
тела, по выносливости, по физической подготовке). Паркур учит разумно
реагировать на возникшие трудности, адекватно себе и своему уровню
физического развития. Тело должно прогрессировать плавно. Смысл в том,
чтобы постоянно работать над качеством, а не над силой.
Одежда должна этому максимально способствовать, быть удобной,
и лейбл здесь совершенно неважен. Трейсеры предпочитают костюмы
из натуральных тканей, а не болоньевые. Брюки должны быть очень
свободными, чтобы в них было удобно прыгать. Такая привычка
распространяется и на повседневную одежду. Всё это можно купить в любом
магазине. Мои брюки, например, из «Декатлона». Кто-то покупает в Reebok
или Nike, но там они довольно дорогие, их жалко портить на тренировках.
А мы ведь падаем, пачкаемся, можем зацепиться за что-то. Летом
мы иногда тренируемся в шортах.
Трейсеры часто носят балахоны с капюшоном, потому что это удобно.
Особенно если во время тренировки идёт дождь. Когда уже +5, приходится
надевать шапку: в процессе потоотделения голова теряет большое
количество влаги, а заниматься при такой температуре определённо
холодно.
Рюкзак не должен мешать при прохождении трассы, поэтому обычно
он плоский, без лишних карманов, замков и шнурков. В него кладут только
самые необходимые вещи: деньги, телефон, проездной на метро и ключи.
Найти такой рюкзак непросто, но если поискать, то почти у каждого
из известных брендов обнаружится нужная модель. Мой, например, фирмы
New Balance.
Кроссовки мы носим обычные беговые: в них лучше отталкиваться
от стен, прыгать, карабкаться и, естественно, бегать. Некоторые
трейсеры занимаются в бойцовских кедах или босиком. Самую демократичную
по цене модель кроссовок выпускает фирма Kalenji. Они стоят всего
500 рублей и могут продержаться около трёх месяцев.
У каждого трейсера как яркой личности, скорее всего, будет своя
фишка, особенность. Мы любим интересные причёски. Это могут быть дреды
или косичка. Трейсеры люди творческие, часто делают видеоролики
о паркуре. Обычно элементы снимаются с нескольких дублей. Угнаться
за трейсером, чтобы заснять прохождение всей трассы, посторонний
человек не сможет. Выход — такая портативная камера, как на мне. Её
можно купить через Actioncams.ru, например. Она создана специально для
спортсменов. Записывающее устройство я кладу в рюкзак. Интересные
моменты иногда выкладываю на YouTube.com. Прохождение трассы обычно
занимает 4-5 минут, которые отнимают больше сил, чем размеренная
двухчасовая тренировка.
Часто видеоролики сопровождаются какой-нибудь динамичной музыкой,
выбор зависит от монтажёра. Если делить очень грубо, отсекая отдельные
вкусы, в музыкальных увлечениях трейсеров можно выделить три
направления, два из которых связаны с протестом, свободой (рэп и панк),
а одно — с выбросом адреналина (электронная музыка). Иногда трейсеры
тренируются с плеером. Но когда, например, настраиваешься на прыжок,
а трек меняется, это сбивает — а в паркуре всё должно быть гармонично,
ведь это больше чем умение правильно двигаться.
Источник: http://www.traceur.ru |